Как воспитывать трудного подростка: мудрые советы для взрослых

Подростки – уникальная, и зачастую, неоднозначная пора в развитии человека. Как группа, они стремятся к индивидуальности, но при этом жаждут признания со стороны сверстников. Они действуют так, будто знают все, но у них нет большого опыта. Они чувствуют себя непобедимыми, но часто неуверенными. Некоторым подросткам нравятся испытания, и бросать вызов авторитету. Некоторые могут быть саморазрушающими.

Как достучаться до подростка

Здесь вы найдете советы психологов по воспитанию трудного подростка, которые помогут решить многие ваши проблемы:

  1. Это непросто, когда вам приходится иметь дело с трудными подростками в вашей жизни, будь это ваши дети, студенты, спортсмены, члены группы или сотрудники. Что вы можете сделать для трудного подростка? Ниже приведены несколько ключей к успешному общению с подростками, взятые из моей книги «Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками». Не все приведенные ниже советы применимы к вашей конкретной ситуации. Просто используйте то, что работает, а остальное оставьте.
  2. Не отказывайтесь от своей власти. Одна из самых распространенных характеристик трудных подростков - это то, что они любят нажимать на ваши «кнопки» и заставляют вас реагировать негативно. Это можно делать разными способами, включая такие варианты: дразнить, непослушание, не отвечать, бросать гнев, нарушать правила, спорить и провоцировать. В такие моменты, чем больше вы реагируете и расстраиваетесь, тем больше подросток будет думать, что он (или она) имеет над вами власть - удалось нажать на ваши «кнопки»!
  3. Первое практическое правило перед лицом трудного подростка - сохранять хладнокровие. Чем меньше вы реагируете на провокации, тем лучше сможете справиться с ситуацией. Когда вы чувствуете, что подросток расстроен, или вам бросает вызов, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте до десяти, прежде чем сказать или сделать что-то, что может ухудшить ситуацию. Во многих случаях, когда вам исполнится десять, вы бы восстановили самообладание и придумали лучший ответ на проблему, чтобы вы могли уменьшить, а не усугубить проблему. Если вы все еще расстроены после того, как сосчитали до десяти, по возможности возьмите тайм-аут и вернитесь к вопросу после того, как успокоитесь.
  4. Установите четкие границы. Поскольку большинство подростков хотят большей независимости и индивидуальности, некоторые неизбежно будут бросать вам вызов, чтобы проверить свои силы. В таких ситуациях очень важно установить границы, чтобы поддерживать рабочие и конструктивные отношения. Границы должны быть четко и конкретно определены. Наиболее эффективные границы (также называемые основными правилами, внутренними правилами, командными правилами или кодексами поведения) - это те, которые являются справедливыми, разумными и могут применяться последовательно. Если вы какое-то время имели дело с трудным подростком, не устанавливая четких границ, заявите, что отныне все будет по-другому, и подкрепите свое утверждение действиями. Конечно, некоторые подростки могут намеренно бросить вызов вашим ограничениям, чтобы увидеть, имеете ли вы в виду то, что говорите, и увидеть, могут ли они избежать наказания. Как воспитывать трудного подростка в таком случае? В этом случае примените коммуникативные навыки и стратегии по своему усмотрению.
  5. Используйте напористое и эффективное общение. Писатель и бывший автор президентских речей Джеймс Хьюмс прокомментировал: «Искусство общения - это язык лидерства». Это утверждение особенно актуально, когда речь идет о работе с подростками и их мотивации. Столкнувшись с трудным молодым человеком, укрепите свое положение, используя навыки уверенного общения. В книге «Как эффективно общаться и справляться с трудными подростками» вы узнаете, как снизить сопротивление подростков и укрепить сотрудничество, восемь способов сказать «нет» дипломатично, но твердо, как определить, лжет ли подросток, и шесть способов вести переговоры с трудными подростками.

Имея дело с группой трудных подростков, сосредоточьтесь на лидере. Многие учителя знают, что когда в классе они сталкиваются с группой неработающих учеников, нет необходимости разбираться с каждым нарушителем индивидуально. Часто, если вы держитесь за лидера и заставляете его подчиняться, остальная группа последует за вами.

Другой метод управления - физически разделить трудных людей (через определенные места, разные рабочие группы и т. д.), чтобы они с меньшей вероятностью образовали клику и подпитывались друг от друга.